Ядерная угроза и атака со стороны врага — главные мотивы, подталкивающие многие страны к переоценке политики безопасности. Чтобы защитить население, власти строят бункеры, и в первую очередь постройки предназначены для привилегированного класса. Но в некоторых странах количество оборонительных сооружений настолько большое, что сохранить жизнь удастся даже рядовым жителям. Кто же отличился и создал больше всего бункеров.
Абсолютный лидер по числу бомбоубежищ (более 700 000 объектов) — последствие от правления социалистической диктатуры под предводительство Ходжа. Руководитель страны умудрился поссориться не только с капиталистическими противниками, но и лагерем коммунистов, поэтому была провозглашена политика неприступной крепости.
С 60-х по 80-е годы каждый гражданин считался потенциальным солдатом, а чтобы защищаться от атак с воздуха, государство запустило масштабную стройку. Итог — примерно 24 бункера на 1 км2, и эти сооружения были везде: на улицах, в горах, на пляжах.
Спустя 40 лет многочисленные постройки, которые некогда создавали как на конвейере, демонтируют в городской черте. Хотя на побережье памятники диктатуре решили оставить как напоминание о тяжелом и абсурдном времени, которое не должно повториться.
Если в Албании защитные точки — это часто отдельные объекты, то в небольшой, но богатой европейской стране решили пойти дальше и создать жилье с учетом уникальных планировок и особых норм. Подвал в швейцарских домах — это обязательно убежище от ядерного взрыва, защищенное очень плотной стальной или бетонной дверью. В этой стране подвал повышенной прочности строят в любом доме, в котором количество жильцов превышает сотню.
Эти места также предназначены и для защиты от других угроз, включая землетрясение и наводнение. Общая квадратура точек вместит без исключения всех жителей страны (8,5 млн) и даже останутся свободные места, поскольку это право даровано каждому швейцарцу (прописано в ст. 45 и 46 ФЗ о гражданской обороне). Если составлять рейтинг по количеству мест, а не отдельно числу укрытий, то Швейцария выбивается в лидеры и занимает первое место, опережая Албанию.
Основной стимул начать активно строить убежища появился в 60-х годах, когда напряжение от холодной войны постоянно нарастало. С тех пор было создано 65 000 укрытий, способных спасти жителей не только от бомбежек, но биологического и химического оружия. Правда до Швейцарии этой стране далеко: мест хватит только для 7,2 млн граждан, а 3 млн — увы, нет.
Однако покрытие является одним из самых больших в Европе, и для сравнения стоит привести Германию, в которой укрытий хватит лишь 3 % населения. В США тоже существовал бункерный бум: во времена Карибского кризиса американские семьи приобрели (по разным подсчетам) от 200 тыс. до 1 млн укрытий. Но если учитывать размер населения — свыше 300 млн, то покрытие вполне скромное и не может сравниваться с описанными странами.
Стремление окутать свою территорию убежищами естественно: советско-финская война привела к существенной переоценке политики, а холодная война — лишь усилила недоверие. Это повлияло и на алармистский подход к строительству, сделав его результат основательным и долговечным.
Однако скандинавская страна примечательна не количеством (3,4 млн защищенным мест), а качеством. Более 500 крупных укрытий в столице Хельсинки — это настоящий подземный город, в котором каждое сооружение связано друг с другом. Протяженность туннелей составляет удивительную цифру — 300 км, и все они проходят под надземной частью города.
Вдобавок после окончания противостояния с СССР Финляндия не забросила свои бункеры, а подстроила их под современные требования. В Хельсинки есть одно очень масштабное и продуманное укрытие, в котором есть практически все: столовая, парковка, фитнес-зал с тренажерами и даже футбольное поле.
Окруженная враждебными государствами Родина Моисея активно делает инвестиции в безопасность, и это — ее жизненная необходимость. В многоквартирных домах не только созданы укрепленные подвалы, но даже внутри квартиры предусмотрены мини-укрытия, отдельные комнаты, которые всегда находятся рядом.
В них израильтяне прячутся при объявлении тревоги, и времени, чтобы надежно укрыться, нужно немного, лишь 10–15 секунд. Вот почему большинство квартир в Израиле 3-комнатные, а площадь почти всегда больше 100 м2, поэтому размер в 70 квадратов считается малогабаритным жильем. «Крепости» также стоят рядом с остановками и во дворах, чтобы люди могли укрыться, если находятся вне дома.
Большинство стран, которые получили наследие из большого количества убежищ, не собираются закрывать объекты. Мир в 21 веке не стал менее безопасным, поэтому темпы вложения в бункерное строительство точно не будут падать.